Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автотранспорт, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель служит экспертиза дорожных происшествий, которую в различных случаях обыватели зачастую называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным, но об этом чуть позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое уникальное название более 7 лет назад, основная масса юристов, судей, адвокатов, следователей продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя вида экспертного исследования.

В следствии столь абстрактного и общего определения данной экспертизы, в нашей практике довольно таки часто появляются ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются вроде бы как «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки).

И тогда возникает ситуация, когда материалы возвращаются в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего сроки затягиваются в следствии безграмотности участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна;

• текущее состояние дорожного покрытия в месте ДТП, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и иных участников на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и иных участников по поверхности автодороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неправильная разметка дороги, неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие необходимых дорожных знаков и другие негативные условия дорожной обстановки.

Для автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

Кстати, в ситуациях, где главной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент дорожно-транспортного происшествия.